Эшу

Эшу уже появлялся в нашем рассказе неоднократно, мы знаем, что он — один из старейших Ориша и обладает сложным характером. Любые рассказы об Ориша всегда начинаются с Эшу, и любое новое дело всегда должно начинаться с подношений ему, иначе не видать в этом деле успеха. И не зря его день — понедельник.

Из-за того, что голова Эшу вытянута кверху и заострена, а его цвета — черный и красный, а также из-за умения посеять раздор даже среди близких друзей или родственников, католические священники, изучавшие верования африканских рабов, отождествляли Эшу с дьяволом. Но мы-то знаем, что это - неправда.
В одной из легенд об Эшу говорится, что особенность его облика - не в форме головы, а просто он носит на голове Экодидэ – перо красного попугая, и не произвольно, а соблюдая эуо - табу, наложенное на него предсказателем. И за это, за верность обязательствам, за проявленное уважение и почтение Олодумаре отметил Эшу и сделал его своим посланцем, первым среди равных.

Как Эшу стал хозяином перекрестков

Эшу

Рассказывают, что когда-то Эшу был очень беден. Он не обладал ничем, не жил нигде, скитался по миру и ни в одном месте не находил пристанища.

Однажды Эшу пришел в дом Ошала. К Ошала приходили многие, приходили и уходили.

Эшу приходил к Ошала каждый день и оставался надолго.

Он смотрел, как Ошала работает.

Эшу не задавал вопросов, он наблюдал и запоминал.

И так прошло восемнадцать лет.

Ошала был очень занят. Он изготавливал людей. Он лепил их из глины, каждую мелочь, каждую черточку, которая отличает одного человека от другого, все это делал Ошала. А потом люди рождались.

И людей в мире становилось все больше и больше, и у них должны были рождаться новые люди, и Ошала работал все больше и больше, и ему не хватало времени даже для того, чтобы принять подношения, которые ему приносили.

Но Эшу уже все понял и стал помогать Ошала. Он собирал подношения и относил их в дом. Он встречал посетителей и пропускал только тех, кто приходил с уважением.

И Ошала наградил Эшу за хорошую работу, дав ему власть над перекрестками.

Так Эшу нашел свое место и свое призвание, и занятие по душе, и получил могущество.

Все, кто приходит к Ошала, должны проявить уважение к Эшу.

По-другому не получится.

Эшу очень могуществен и хитер. О нем говорят, будто он может даже управлять временем, например, может убить птицу камнем, который бросит только на следующий день, но птица умрет уже сегодня.

Эшу очень хитер, гораздо хитрее большинства людей и большинства других Ориша, но и его можно перехитрить и получить от него то, чего он давать не хочет. Однако если Эшу поймет, что его перехитрили с умыслом, то может наказать хитреца — не за хитрость, а за умысел.

Эшу справедлив.

Эшу и хитрый крестьянин

Эшу

Однажды на Землю пришла жара, а с ней — страшная засуха. Дождей не было и не было, и все, что посадили люди на полях, вот-вот могло погибнуть.

Тогда крестьянин по имени Алуман пришел к Эшу и принес ему приготовленное мясо козла, зная, что Эшу любит такое блюдо и обязательно его сьест.

Но Алуман имел умысел. Он добавил в мясо столько острого перца, что казалось, дыхание съевшего превращалось в огонь.

И Эшу почувствовал себя огнедышащим, и ничто не могло затушить этот огонь. В самом деле, вокруг не было ни капли воды!

И тогда Эшу вызвал дождь. Дождь лил и лил, и напоил сухую землю, и поля, напившись живительной влаги, радостно зазеленели.

Но Эшу не остановил дождь. Он понял, что Алуман хитростью заставил его дать людям воду, и этим проявил неуважение. Неуважением было также предложить нехорошую еду, большим неуважением.

И дождь лил и лил, не переставая.

Все, что происходит не в меру, таит в себе опасность.

Что до Алумана, он был достаточно умным, чтобы вовремя понять происходящее. Алуман попытался все исправить, и на сей раз поступил, как требует обычай.

Эшу сменил гнев на милость и остановил дождь.

Потому что Эшу справедлив.

В легендах об Ориша Эшу часто предстает сеющим раздоры и между людьми, и между Ориша. Но если подумать, то Эшу всегда поступает так с воспитательной целью. Бывает, что ему самому перепадает от более старших Ориша за неуемный характер, или если каверзы Эшу заходят слишком далеко.

Эшу учит людей почитать предков

Эшу

Однажды Эшу пришел на городской рынок, оглядел торговцев, оглядел покупателей и решил, что день проходит слишком спокойно, а значит, пора что-то предпринять.

В этот день по рынку ходили Йеманжа, Ойя и Ошум, и именно к ним направился Эшу, ведя за собой на веревке козу. Эшу сказал женщинам, что неотложные дела заставляют его срочно покинуть город, но козу необходимо продать за двадцать каури, и если женщины сделают это для него, то могут располагать половиной выручки.

Сказано – сделано, и вот у женщин на руках десять каури, которые им нужно разделить на троих.

По справедливости каждой должно достаться три, но что делать с одной сверх того?

Йеманжа говорит, что она самая старшая, поэтому заслуживает четырех каури.

Ошум говорит, что она самая красивая, поэтому заслуживает четырех каури.

Ойя говорит, что она самая смелая, поэтому заслуживает четырех каури.

Женщины спорят и уже начинают ругаться, а Эшу, спрятавшись, наблюдает за ними и посмеивается. Хороший выдался денек, славная получилась шутка!

И когда ссора достигла кульминации, появился Эшу и успокоил спорщиц. Он взял лишнюю каури и закопал ее в землю, говоря при этом: «Обычай Орум требует, чтобы доля всех благ доставалась предкам, доставалась Ориша. Так принято на Небе, так должно быть принято и на Земле».

И все согласились с ним, согласились, что это справедливо.

Эшу тесно связан с Орунмила – владыкой предсказаний и порядка. Именно Эшу служит передаточным звеном между предсказателем на Земле, тем, кто задает вопросы, и Орунмила, предсказателем на Небе, тем, кто дает ответы.

Как получилось, что Эшу не имеет дома

Эшу

В начале всех времен, когда Земля только-только была создана, никакого порядка не было, и его только предстояло установить. И каждый раз, когда Орунмила покидал Орум – Небо, чтобы посмотреть, как идут дела в Айе – на Земле, его окружали ориша, люди и животные, чтобы задавать экзистенциальные вопросы. Кто мы? Где наше место? Откуда мы пришли и куда мы идем? Где и как мы должны жить?

Потому что никто еще не знал, кто они, где их место, откуда они пришли и куда идут, где и как они должны жить.

И это было дело Орунмила – установить все для каждого.

Эшу предложил делать это для всех по очереди. Он предложил задавать каждому простой вопрос, который требовал простого ответа, и характер вопроса вместе с ответом на него должны были определить каждому его судьбу и образ жизни.

Орунмила согласился с этим.

И вот так, мало-помалу, каждому живому существу была обозначена его миссия в этом мире.

Эшу

И только Эшу собирался обмануть Орунмила. Не потому, что не верил в справедливость Орунмила. В Эшу возобладал дух противоречия. Такова натура Эшу.

А тем временем Орунмила задал вопрос человеку: «Внутри или снаружи?» И человек ответил: «Внутри». И с тех пор все люди живут в домах, и строят себе дома, чтобы жить в них.

Внезапно Орунмила обратился к Эшу: «А ты, Эшу? Снаружи или внутри?»

Эшу не ожидал вопроса. Погруженный в размышления, он подскочил и ответил: «Конечно, снаружи!»

Но быстро передумал и сказал: «Нет, конечно же внутри!»

Эшу

Но Орунмила не позволил сбить себя с толку. Он рассудил, что значение имеет только первый ответ. И установил, что Эшу всегда будет жить вне дома.

И таким образом Эшу не имеет дома. Он всегда находится снаружи, под открытым небом, во дворах, на дорогах, в полях, на площадях.

И в отличие от всех других Ориша, чьи изображения помещают в специальную комнату, изображение Эшу всегда помещают на улице.

О каждом Ориша существует множество историй, гораздо больше, чем рассказано здесь. Все эти истории тщательно сохраняются, передаются из уст в уста, а не так давно их стали записывать, чтобы сохранить этот огромный культурный пласт, чтобы как можно больше людей могли познакомиться с этой самобытной традицией.

А в следующий раз мы узнаем поближе другого великого Ориша, без которого люди не могли бы обрабатывать свои поля, без которого жизнь людей была бы совсем не такой, какой она стала сейчас.

Продолжение следует

Источники:

  • Reginaldo Prandi, "Mitologia dos Orixás" 2019, Companhia Das Letras, São Paulo, Brasil
  • Pierre Fatumbi Verger, Carybé "Lendas africanas dos Orixá", 1997, Corrupio, Salvador, Brasil

В качестве иллюстраций использованы изображения разных авторов, в том числе Breno Loeser