Ойя (Йанса)
Помните историю о том, как Ойя сбежала с Шанго? История была рассказана не до конца, чтобы не отвлекать внимание читателя на детали, которые не касаются главного героя того рассказа, Шанго.
Когда Ойя была еще женой Огума, он подарил ей магический жезл, копию своего собственного. Этот жезл имел силу разделять людей на несколько частей: мужчин на семь частей, а женщин — на девять. И вот, когда Огум бросился в погоню за беглецами и настиг их, Ойя направила на преследователя свой жезл, а Огум направил свой на нее, и они разделились на части одновременно. С тех самых пор Огум получил имя Огум Меже, а Ойя получила имя Йанса, что означает «Мать, разделенная на девять».
Другие же легенды говорят о том, что Ойя получила имя Йанса, потому что родила девятерых детей.
Ойя в пантеоне богов йоруба властвует ветрами и бурями, а также является божеством реки Нигер, которая на языке йоруба называется «Odo Oya». Ее цвет — гранатово-красный, ее день — среда, как и у ее мужа Шанго, ее число — девять, а символы — рога буйвола и сабля. Ее приветствуют криком «Êpa Heyi!», а посвященные ей люди не едят баранину.
Рождение Ойя в доме Ошум

Рассказывают, что жил как-то в одном городе правитель, и была у него дочь по имени Ала. Правитель, как это водится у правителей, хотел выдать свою дочь замуж за правителя другого города или за сына правителя, но дочь любила простого человека и даже ждала от него ребенка. Когда правитель об этом узнал, то страшно разгневался и велел бросить дочь в реку, с глаз долой.
И принцессу вместе с нерожденным ребенком бросили в реку. И больше ее никто не видел среди живых.
Долго ли, коротко ли, но прошло время, и вот однажды рыбаки увидали корзинку, которая плыла по реке. Подплыв поближе, увидали рыбаки в корзинке плачущего ребенка. Испугались, но вытащили корзинку на берег, а вытащив, убежали подальше. Мало ли, что это за ребенок? Да и ребенок ли это?
Однако — случайно или нет — мимо проплывала другая лодка. И люди в этой лодке услышали детский плач на берегу и забрали корзинку с собой, привезли в тот самый город и отдали правителю, рассказав о необычной находке.
Правитель обрадовался подарку. С тех самых пор, как в порыве гнева он приказал утопить свою дочь, муки совести не покидали его. А здесь была девочка из той самой реки, и можно загладить свою вину, вырастив девочку как свою собственную дочку.
Но то, что брошено в реку, человеку уже не принадлежит. У правителя была мудрая птица, попугай, который все видел и все знал. Он-то и рассказал правителю, что это за ребенок и почему его нужно вернуть обратно, откуда взяли.
Река, в которой появился ребенок, была владением Ошум. И девочка родилась в ее доме, и росла под защитой и покровительством Ошум.
Прошло время, и девочка выросла и стала жить среди людей. И люди называли ее Ойя, а позже дали ей другое имя - Йанса.
Ойя получает имя Йанса — Мать девятерых

Ойя очень хотела детей, но детей у нее все не было. Отчаявшись, она отправилась к предсказателю-бабалао, и бабалао велел ей совершить эбо. Следовало принести в жертву барана, а также множество раковин каури и много разноцветной одежды.
Ойя сделала так, как ей было сказано, и через положенное время у нее родилось девять детей.
И с тех пор люди, видя, как гордо Ойя шествует по городу, говорили между собой: «Вон идет Йанса! Йанса — Мать девятерых!»
А в знак уважения, помня о том, какое эбо ей помогло, Ойя больше никогда в жизни не ела баранину.
Ойя получает свои атрибуты

Ойя была не простой девушкой. Очень привлекательная, она знала, как при помощи своих чар получить то, чего хочет, а хотела Ойя совсем не простых вещей. Ойя хотела могущества.
Там, где жила Ойя, могуществом обладали мужчины. Но умная Ойя знала, как себя вести, чтобы получить правильный подарок.
Ойя стала женой Огума, родила девятерых детей и получила право владеть мечом, чтобы защищать себя и других людей.
Ошагиа даровал ей право использовать щит — чтобы защищаться от врагов.
От Эшу она узнала секреты огня и кое-что из магии. Практикуя магию, научилась превращаться в буйвола, чтобы защищать себя и своих детей.
Живя с Ошосси, научилась охотиться.
Логум Эде дал ей право ловить рыбу в лесных реках и научил, как правильно это делать.
И только от Обалуаэ ей ничего не удалось получить.
Но больше всего Ойя получила от Шанго. Шанго стал ее единственной любовью, мужем и соратником, и от него Ойя получила власть над бурей и молниями, чувство справедливости и достоинство королевы.
Есть разные легенды о том, как именно Ойя получала свои атрибуты. И хотя выше говорится, что от Обалуаэ она не получила ничего, это не совсем так. Именно от Обалуаэ Ойя получила огромную власть: власть над мертвыми, эгунгун.
Как Ойя получила власть над мертвыми

Однажды был великий праздник среди ориша. Все собрались вместе, радостные и красиво одетые, и только Омулу-Обалуаэ пришел, закрытый с головы до ног пучками сухой травы. Никто не хотел сидеть рядом с ним, ни одна женщина не хотела с ним танцевать. Все думали, что под соломой скрывается кто-то очень неприятный.
И только Ойя пригласила Омулу на танец.
Ойя танцевала с такой энергией, так кружилась и вертелась, что поднялся ветер, и этот ветер закружил и унес сухую траву, закрывавшую лицо и тело Обалуаэ, и все увидели не страшного уродца, а очень и очень красивого мужчину.
Праздник удался, а Обалуаэ в благодарность разделил с Ойя свою власть над мертвыми.
Эта версия Ойя зовется Ойя Игбале, королева мертвых, проводница духов Эгун. Когда Ойя Игбале танцует, она держит в руке ирукере, атрибут, которым она прогоняет всех эгун из этого мира в другой, где их место.
Ойя и ее запретная сторона

Легенда рассказывает о том, что однажды Огум охотился на дикого буйвола, выслеживая его и наблюдая за ним из засады. Но буйвол внезапно обернулся прекрасной женщиной, и только буйволиная шкура осталась лежать на земле. Женщина спрятала шкуру под деревом и поспешила прочь из леса по направлению к городу, а Огум, заинтригованный увиденным, решил спрятать шкуру у себя дома и тоже отправился в город — разыскивать хозяйку шкуры.
А разыскав ее, снова поразился красоте женщины и тут же предложил ей стать его женой.
Ойя отказалась и убежала в лес, но не нашла там своей шкуры. И что ей было делать? Возвращаться в город, где ее терпеливо дожидался Огум.
Так или иначе, пришлось ей согласиться на предложение, но с условиями. И согласно этим условиям, никто из домашних никогда не должен был ни при каких обстоятельствах упоминать буйволов, рога, копыта, шкуры или еще что-то про животных.
Ойя и Огум родили девятерых детей, и в целом их жизнь вместе была очень неплохой, но только с виду. А на самом деле Ойя никогда не переставала искать свою шкуру и никак не могла ее отыскать. А другие жены Огума никак не могли простить мужу, что он привел в дом эту странную женщину, которую предпочитал им всем, и ревность их съедала.
Однажды одна из них напоила Огума, и он рассказал, как и где и при каких обстоятельствах встретил Ойя, и о чем они договорились.
Обрадованные жены Огума тут же принялись нарушать условия Ойя, но делали это, когда Огума не было дома. Они пели песни про буйволов, рога и копыта, и даже намекали, где может быть спрятана шкура буйвола. Им казалось, что таким образом они скоро избавятся от ненавистной соперницы.
И действительно, очень скоро Ойя отыскала свою шкуру. И, обернувшись разъяренным буйволом, убила всех. Пощадила только своих детей.
Конечно, Ойя не осталась в доме Огума, ибо дом ее был на свободе, под открытым небом, далеко от города. На прощание она оставила детям буйволиные рога. В минуту опасности достаточно постучать одним рогом о другой, и тогда Йанса молнией примчится на помощь.
Ойя и праздник мертвых

Когда Ойя была еще женой Огума, то часто помогала ему работать в кузнице. У Огума в кузнице были здоровенные мехи, которые Огум сделал из кожи огромного дикого быка, и Ойя, будучи владычицей ветра, раздувала эти мехи, а Огум работал с молотом и наковальней.
Однажды в городе праздновали день почитания предков, и по улицам города проходили эгунгун. И за каждым из эгунгун шли его многочисленные потомки, счастливые, что снова могут лицезреть своих предков, и все были красиво одеты в яркие пестрые одежды, и все были богато украшены блестящими бусами и сверкающими зеркалами.
А в это время Ойя раздувала кузнечные мехи, и делала это с такой силой, что мехи стонали и пели протяжно, громко и ритмично.
И все эгунгун, проходя мимо кузницы, танцевали в такт этой музыке.
А Ойя, видя, с какой радостью танцуют эгунгун, раздувала мехи с еще большей силой, и еще громче и ритмичнее звучала музыка, и Ойя была счастлива тем, что смогла так порадовать предков.
А люди с тех пор стали называть ее «Женщина, что укрощает эгунгун при помощи музыки кузнечных мехов».
И даже Огум, видя это, снял корону-акоро со своей головы, надел ее на голову жены и отправил ее танцевать вместе с эгунгун.
Поэтому вы не увидите корону на голове Огума, но зато Ойя танцует всегда в короне.
Согласно еще одной легенде Ойя получила власть над мертвыми от самого верховного божества Неба — Олорума.
Ойя изобретает ритуал ашеше

Жил когда-то в стране Кето охотник по имени Одулесе. Это был лучший охотник во всем Кето. Одулесе не имел семьи, но удочерил девочку-сироту из земли Ира. Этой девочкой была Ойя. Девочка росла умная, все ее любили и уважали.
Но пришло время, и Одулесе умер. Убитая горем Ойя долго думала и наконец придумала, как ей почтить память своего приемного отца.
Она собрала все предметы, при помощи которых охотился Одулесе, и завернула их в красивую ткань.
Приготовила еду, которую Одулесе больше всего любил при жизни.
Ойя пела и танцевала семь дней, созывая песней всех охотников страны Кето. Вечером седьмого дня процессия охотников отправилась в лес, где у подножия священного дерева были сложены все вещи почившего Одулесе.
Все это видел Олорум. Он был тронут таким проявлением почтения и даровал Ойя способность быть для мертвых помощницей на их пути в Орум — Небо. Властью Олорума Одулесе стал Ориша, а Ойя с тех пор почитается матерью всех духов.
С тех самых пор все живые существа, которые завершают свою земную жизнь, уходят в мир духов и в Орум, и Ойя их сопровождает на этом пути. А все те, кто любили их, пока они были живыми, провожают своих любимых песнями, танцами и вкусной едой. И называется этот ритуал — ашеше.
Ойя превращается в реку Нигер

Ойя очень любила своего мужа Шанго. Но вся ее семья жила в стране Ира, и Ойя очень скучала по своим родным. Однако знающие люди не советовали ей покидать мужа даже ненадолго, и Ойя долго боролась с желанием навестить родственников.
Но однажды все-таки не выдержала и уехала в Ира. И именно тогда случились события, которые привели к смерти Шанго.
Получив известие о смерти мужа, потрясенная Ойя собрала все свои сверхъестественные силы и стала рекой. Эту реку зовут Одо Ойя, а мы ее знаем как Нигер.
Считается, что в дельте реки Нигер девять рукавов. И вот так каждый день, каждое мгновение Ойя разделяется на девять частей и становится Йансой.
Продолжение следует
Источники:
- Reginaldo Prandi, "Mitologia dos Orixás" 2019, Companhia Das Letras, São Paulo, Brasil
- Pierre Fatumbi Verger, Carybé "Lendas africanas dos Orixá", 1997, Corrupio, Salvador, Brasil
- Pierre Fatumbi Verger "Orixás", 2008, Fundação Pierre Verger, Brasil
В качестве иллюстраций использованы изображения разных авторов, в том числе Breno Loeser