Шанго
Пьер Вержер в своей книге «Orixas» пишет, что Шанго — персонаж исторический, и насколько можно судить, он был третьим правителем Ойо. В книге рассказана эта история, восстановленная по устным преданиям. С другой стороны, Шанго — это божество, чей культ широко распространен не только в Бразилии, но и на Антильских островах.
Его цвета — белый и красный, его день — среда, его символ — двойной топор (оше), ему подчиняются гром и молнии, которыми он карает воров, разбойников и прочих нехороших людей (именно поэтому среди йоруба смерть от молнии считается плохой смертью). Легенды говорят, что Шанго способен выдыхать огонь, а молнии заключены в специальных камнях, похожих на лезвие топора. Эти камни в Африке считаются камнями Шанго, и они священны. Пьер Вержер пишет, что это не просто камни — это реальные каменные топоры, изготовленные далекими предками человека еще в палеолите.
Шанго легко гневается, не любит возражений, но в целом справедлив. А еще он придает большое значение своему внешнему виду, любит украшения и красивую одежду и в целом выглядит и ведет себя очень элегантно. У него три жены-ориша: Ойя (Йанса), Ошум и Оба.
Шанго приветствуют словами «Kawo Kabiyesi le!»
Как Шанго стал правителем Коссо

Отцом Шанго был Ораниан, основатель государства Ойо. Великий воин и мудрый правитель, он отличался от других людей тем, что правая половина его тела была черной, а левая половина — белой. Дело в том, что Ораниан был сыном одной женщины сразу от двух отцов, один из которых, Огум, был черным, а другой, Одудуа, был белым. А Огум, в свою очередь, был сыном Одудуа, и таким образом Ораниан одновременно сын и брат Огума, а Одудуа одновременно его отец и дед.
Шанго рос сильным, смелым, любил драться и командовать всеми. И когда вырос, стал могучим воином. Отправившись на поиски приключений, он прибыл в город Коссо и потребовал, чтобы его сделали правителем.
Но жители города были наслышаны о несдержанном характере Шанго и не хотели, чтобы Шанго ими правил.
И тогда Шанго показал жителям Коссо свой характер, ведь лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Огненное дыхание Шанго подожгло город, и молнии ударяли повсюду. Жестоко поступил Шанго с жителями Коссо, и город сдался, признал Шанго правителем.
С тех пор Шанго правил справедливо и совершил великие подвиги. И с тех пор его приветствуют как правителя Коссо: «Kabiyesi Xangô, Kawo Kabiyesi Obá Kossô!», что означает «Да здравствует великий Шанго, правитель Коссо!»
Легенды говорят о том, что способность дышать огнем Шанго получает, используя секретное средство, которое он хранит в специальном мешке. Другие легенды говорят, что Шанго сам сделан из огня, поэтому огонь его не берет, но вода его гасит, поэтому Шанго избегает воды. Рассказывают также, что именно Шанго научил людей пользоваться огнем и готовить пищу и показал им, как из дерева получается уголь.
Также легенды говорят о том, что отцом Шанго на самом деле был Обатала (Ошала), но никто не знал об этом, так как Шанго вырос в стране своей матери и не знал своего отца. И только когда вырос и столкнулся с Обатала в единоборстве, где потерпел поражение, то узнал, что Обатала — его отец. Именно Обатала подарил Шанго белый цвет, и поэтому у Шанго два цвета: красный и белый .
Согласно многим легендам, Шанго и Огум были братьями и постоянно враждовали. И тот, и другой были великими воинами и грозными правителями своих городов, и уже этого было достаточно для вечного соперничества. Но были и другие причины для вражды.
Как Ойя (Йанса) стала женой Шанго

Ойя, повелительница ветров и бурь, была женщиной Огума. Огум работал в кузнице, а Ойя помогала ему, заставляя ветер раздувать огонь для Огума.
Шанго часто приходил туда, говоря, что ему нравится смотреть, как Огум работает. Но смотрел он не на Огума, а на его красивую жену. И Ойя смотрела на Шанго, ведь Шанго был намного красивее ее мужа.
Красив и статен был Шанго. Волосы свои Шанго заплетал в косы, в ушах носил серьги-кольца, а на руках — браслеты. На шее — ожерелье из белых и красных бусин. И одежда Шанго была чистая и красивая, и пахло от Шанго чем-то приятным, а не дымом кузницы.
И Ойя сбежала вместе с Шанго и стала его первой женой.
Второй женой Шанго стала прекрасная Ошум, а третьей — сильная и трудолюбивая Оба. Таким образом, у Шанго было три жены и бесчисленное количество других женщин, об именах которых легенды молчат. И даже Йеманжа, которая держалась до последнего, все-таки попала в их число, хотя и против своей воли (но некоторые легенды нам рассказывают, что не так уж и против).
Как Ошум спасла Шанго от ревности Ойя

Ойя была очень ревнивой женщиной и желала, чтобы Шанго принадлежал только ей. Придумав хитрый план, Ойя заманила Шанго к себе в дом и призвала эгун, мертвых, над которыми обладала властью, охранять дом и днем, и ночью.
Шанго оказался пленником. Он очень боялся мертвых, и это была единственная вещь, которой он боялся. Хитрый план придумала Ойя!
Но однажды Ойя ушла из дома, и Ошум прибежала навестить Шанго. Она не боялась мертвых, мертвые не могли причинить ей никакого вреда.
Ошум принесла с собой вино, мед и краску. При помощи вина опоили одного стражника, при помощи меда Ошум отвлекла другого. А краской покрыли Шанго с ног до головы. Покрытый краской Шанго, белый, как эгун, прошел незамеченным среди мертвых и покинул место своего заточения.
Почему Шанго боится мертвых

Как-то раз хранители культа мертвых, оже, позвали Шанго принять участие в священных ритуалах.
Шанго пришел в тайную комнату, где проходили церемонии в честь великих предков, видел духов, эгун. Он внимательно смотрел, как совершают магический ритуал, слышал все слова, которые говорили оже.
Все, что делалось тайно, должно было сохраниться в строжайшем секрете. Но Шанго не сдержал себя и всем рассказал то, что видел и слышал.
И тогда оже сделали так, что сила Шанго в присутствии эгун переставала быть силой. Эгун могут повредить Шанго, но Шанго против эгун бессилен.
Легенда рассказывает, что однажды мертвые преследовали Шанго повсюду, куда бы он ни пошел, и только Ойя смогла помочь мужу от них избавиться. Ойя тогда еще не имела власти над эгун, но знала, что могло бы их напугать. Она дала Шанго девять зеркал и велела ему направлять зеркала на мертвых, чтобы эгун отразились в них. Так Шанго и сделал. Когда эгун увидели собственное отражение в зеркалах, то были вынуждены отступить, ибо если нет ничего страшнее мертвых, то и сами мертвые подвержены тому страху, который они нагоняют на всех.
Как Шанго сжег собственный город

Это было в те времена, когда Шанго забрал себе во владение город Ойо. Шанго был могучим воином и грозным правителем, он повелевал молниями, и эти молнии вылетали из камней, которые Шанго кидал в того, кого хотел поразить. В те времена его называли Жакута́ - Кидающий Камни.
Все вокруг уважали силу Шанго, но Шанго хотел еще больше силы, еще больше могущества. И тогда он призвал мудрецов и колдунов, чтобы они придумали такое средство.
Но ни мудрецы, ни колдуны не могли придумать ничего, что бы понравилось Шанго. И тогда Шанго попросил Эшу помочь ему.
Эшу согласился, но сказал, что средство должна забрать Ойя.
Когда пришел назначенный срок, Ойя забрала средство. По пути домой она присела отдохнуть, и тут любопытство охватило ее. Что же такое дал Эшу, отчего сила Шанго станет еще сильнее? Развернула листья, а там — красный порошок. Ни запаха, ни даже вкуса не почувствовала Ойя. И никаких последствий...
Дома Шанго, получив свое средство, спросил у жены, объяснил ли Эшу, как им пользоваться? И только Ойя раскрыла рот для ответа, как вместо слов из ее рта вылетело пламя.
Тут-то Шанго и понял, что Ойя опробовала средство без спроса. Разгневался и чуть было не убил не в меру любопытную женщину, но Ойя убежала далеко и спряталась среди пасущихся овец. Шанго бегал вокруг и кидал свои магические камни, но молнии попадали в овец, а Ойя осталась невредимой, и когда гнев Шанго утих, вернулась домой.
А Шанго, так и не узнав, как правильно использовать средство, вышел из города и взобрался на высокий холм, откуда весь город был виден, как на ладони. Насыпал в рот красного порошка, и тут же огромное пламя вырвалось наружу. Огня было так много, что пламя в момент достигло города и оставило от Ойо только пепел.
Что было дальше, легенды расходятся. Одни говорят, что Ойо отстроили, и Шанго продолжил править городом. Но другие легенды рассказывают, что после сожжения Ойо Шанго долго не мог прийти в себя. Горе его было так велико, что он не захотел больше жить, и тогда земля разверзлась, и Шанго исчез.
Так Шанго стал Ориша. Его три жены — Ойя, Ошум и Оба — превратились в реки и тоже стали Ориша.
Продолжение следует
Источники:
- Reginaldo Prandi, "Mitologia dos Orixás" 2019, Companhia Das Letras, São Paulo, Brasil
- Pierre Fatumbi Verger, Carybé "Lendas africanas dos Orixá", 1997, Corrupio, Salvador, Brasil
- Pierre Fatumbi Verger "Orixás", 2008, Fundação Pierre Verger, Brasil
В качестве иллюстраций использованы изображения разных авторов, в том числе Breno Loeser