Огум

Его цвет - глубокий синий, его атрибут - меч и железные инструменты, его день — вторник, его число - семь. В бразильском синкретизме его ассоциируют со святым Георгием (хотя Пьер Вержер пишет, что в Баие Огум ассоциируется со святым Антонием Падуанским, а святой Георгий — это традиция Рио).
Огум - один из наиболее почитаемых Ориша, повелитель железа и войны. Ему подчиняются технологии, все, что связано с металлами и инструментами. Когда-то Огум считался покровителем сельского хозяйства, охоты и рыбалки, и таким образом, он олицетворяет ключ к выживанию человека через работу, через производство, через технический прогресс.
Обладая воинственной натурой и вспыльчивым характером, Огум агрессивен и в гневе не склонен разбираться, кто прав, кто виноват. Однако, остыв, он способен признать себя неправым. А еще Огум любит женщин, и многие истории рассказывают об этом. Но больше всего Огум любит войну и охоту.

Как люди узнали железо

Огум

После сотворения Земли и ориша, и люди жили в Ифе в полном равенстве. Они охотились и возделывали землю, но их инструменты мало годились для этого, ибо были сделаны из дерева, из камня или из мягкого металла.

Такими инструментами нельзя было работать долго, и работа требовала больших усилий.

А людей становилось все больше. Им требовалась еда, но еды больше не становилось.

И тогда ориша собрались и решили, что нужно расчистить больше земли, чтобы ее можно было возделывать. По очереди они ходили в лес и пытались отвоевать у леса хоть немного земли, но безуспешно. Их ножи были слишком мягкими и быстро приходили в негодность.

Ориша Огум смотрел на все это, но молчал. Огум знал секрет крепкого металла, секрет, который передал ему Орунмила. Но Огум не спешил делиться этим секретом, не спешил идти в лес.

И только после того, как все остальные ориша потерпели фиаско, Огум пошел к лесу и с помощью крепкого железного ножа быстро расчистил большое поле.

Удивившись и восхитившись, ориша спрашивали, что это за материал, из которого сделан такой крепкий нож, и Огум отвечал, что это железо.

Но он не спешил раскрывать свой секрет, не спешил рассказать, откуда берется железо и как делать из него инструменты.

А между тем железными инструментами можно было сделать гораздо больше, чем раньше, и лучше, чем раньше, и еды стало бы больше, и люди перестали бы голодать.

И тогда ориша предложили: пусть Огум станет главным в Ифе, если Огум расскажет секрет, и Огум согласился.

Люди тоже приходили к нему, и Огум научил людей кузнечному делу. И настал день, когда у каждого охотника и у каждого воина было копье из железа, и все поля обрабатывались инструментами из железа, и еды стало много, и голод перестал грозить людям.

В те времена многие люди и многие ориша были охотниками, и Огум тоже любил охотиться и любил уходить в лес надолго. Однажды, когда Огум был в лесу, поднялась буря, и Огум вернулся из леса мокрый и грязный, и все ориша, кто увидел его в таком состоянии, возроптали, что это недостойно правителя, и отказались повиноваться ему.

Огум был возмущен таким отношением. Когда ориша были нужны его секреты, они сделали Огума правителем, а теперь говорят, что он недостоин править?

Возмутившись, Огум навсегда покинул Ифе.

Но люди, которых он научил кузнечному делу, не забыли его.

Ориша Огум навсегда остается почитаемым владыкой железа.

Как Огум стал Ориша

Огум

Огум был правителем Ире, и его называли Огум Онире.

Огум носил корону-акоро без бахромы, и его называли Огум Алакоро.

Огум был грозным правителем и грозным воином, и воевал много раз с соседями, и всегда возвращался с победой.

Рассказывают, что однажды Огум долго отсутствовал, так долго, что потерял счет дням. А когда вернулся, то никто его не встречал. Люди проходили мимо и молчали, люди проходили мимо, не замечая его.

В тот день в городе проходила священная церемония, ритуал, который требовал от всех абсолютного молчания и абсолютной сосредоточенности. Никто не смел проронить ни слова, никто не смел поднимать взгляда.

Огум был взбешен. Он, правитель этого города, вернулся с войны, вернулся с победой, и никто даже не смотрит на него! Может, они его не узнали? А может, они презирают его, его — правителя Ире?

В бешенстве своем Огум поднял меч, в бешенстве своем Огум стал рубить направо и налево. Кровь лилась потоками, люди падали, как тряпичные куклы, но Огум не мог утолить свой гнев.

Когда церемония окончилась, и табу было снято, оставшиеся люди подбежали к разбушевавшемуся воину, упали на колени, оказали все почести, подобающие правителю, и Огум понял, что же произошло. И жестокие муки совести охватили его.

Шли дни и ночи. Огум был безутешен. Ничто не могло ему помочь, никакого раскаяния не хватало и не могло хватить. Огум не хотел больше жить. Взяв свой меч, он вогнал его в землю, и земля раскрылась, и Огум исчез.

Великий воин стал великим Ориша и теперь пребывает в Орум - на Небе.

Огум вспыльчив и склонен к насилию, и об этом есть много разных историй. Рассказывают, например, что Ошум была его женой. Однажды, гуляя по берегу реки, они поспорили, и в пылу спора Огум швырнул Ошум в реку и ушел. Но Шанго, оказавшийся неподалеку, вытащил Ошум из реки и увел к себе. Некоторое время спустя Огум, будучи в гостях у Шанго, снова увидел Ошум и захотел ее обратно. А чтобы Шанго не препятствовал, Огум принес ему великолепно приготовленные киабо, перед которыми Шанго не мог устоять, ведь это была его любимая еда. И пока Шанго наслаждался киабо, Огум увел Ошум у него из-под носа. И надо сказать, что это воплощение Ошум — Ошум-Апара — всегда сопровождает своего мужа, в том числе и на войне.

Как Огум спас Ошум от голода

Огум

Рассказывают и другую историю.

Рассказывают, что красавица Ошум была женой Шанго. Шанго давал ей все, что она хотела: у нее был прекрасный дом, самые красивые одежды, много золота. Одного не было у Ошум: еды, которая ей подходит, так как в доме Шанго были только киабо, и больше ничего. А Ошум не могла есть киабо!

Но Шанго был упрям и твердил: «Моя жена должна есть мою еду!», а Ошум тоже была упряма и упорно голодала. А может, ей запрещено было есть не подходящую ей еду.

Как-то раз, когда Шанго не было дома, мимо проходил Огум. Увидев плачущую Ошум, он сжалился и спросил: «О чем ты плачешь, владычица Ошум?»

И отвечала Ошум: «Я умираю с голоду...У меня есть все, но нет моей еды, и я умираю от голода».

И тогда Огум принес ей пять куриц, и Ошум была счастлива.

Когда вернулся Шанго и увидел свою жену такой счастливой, то ревность проснулась в нем: он решил, что Огум приходил к его жене с известным умыслом. Ведь Шанго и Огум были братьями и вечными соперниками во всем, и женщины не были исключением.

Схватив свой топор, Шанго побежал искать брата, и встретил его у реки. Там и началась между ними ссора.

Огум не хотел ссориться с Шанго и пытался объяснить, что поступил так из жалости и из уважения к жене брата, но Шанго не верил и атаковал соперника. Огум был вынужден ответить, и они дрались и дрались, и подходили все ближе и ближе к реке.

Но когда соперники в пылу сражения переместились на мост и почти уже упали в реку, Шанго внезапно одумался.

Шанго не любит воду: вода гасит огонь Шанго.

Помимо всего прочего, Огум обладает властью открывать пути. В церемониях Кандомбле, посвященных всем Ориша, Огум обязательно возглавляет шествия. Его приветствуют сразу после того, как окажут почести Эшу, но Эшу стоит в стороне и в шествии не участвует. Таким образом, Огум всегда идет первым.

Продолжение следует

Источники:

  • Reginaldo Prandi, "Mitologia dos Orixás" 2019, Companhia Das Letras, São Paulo, Brasil
  • Pierre Fatumbi Verger, Carybé "Lendas africanas dos Orixá", 1997, Corrupio, Salvador, Brasil
  • Pierre Fatumbi Verger "Orixás", 2008, Fundação Pierre Verger, Brasil

В качестве иллюстраций использованы изображения разных авторов, в том числе Breno Loeser