Оссаим
Оссаим - очень важный Ориша в афро-бразильском пантеоне. Без него невозможны церемонии, без него не победить болезни. Оссаим всегда присутствует во всех ритуалах йоруба, ибо он — источник Аше невероятной силы. Ведь мало знать имена правильных трав и листьев, мало знать, как их правильно приготовить, нужно еще знать тайные слова, которые пробуждают их силу, а это знает только Оссаим.
Атрибут Оссаима — железный шест, расходящийся наверху веером из шести пластин, на котором сидит птица. Птица символизирует силу Оссаима, служит его посланницей и приносит ему всевозможные вести из разных уголков мира. Символизм птицы в мировоззрении народов Западной Африки тесно связан с колдовством, это можно видеть из разных легенд об Ориша, это прослеживается и в современной африканской литературе.
Цвета Оссаима — белый и зеленый, его день — суббота. Приветствуют Оссаима словами «Ewe O!», что в переводе с языка йоруба означает «О! Листья!»
Как Оссаим обрел свою силу

Рассказывают, что когда Оссаим родился, его родители не дали ему никакой одежды. Не давали ему одежду даже тогда, когда он подрос.
Оссаим рос, а вместе с ним росла обида.
И как только Оссаим вырос достаточно, чтобы убежать из дома, он покинул дом и ушел в лес, ибо стыдился того, что у всех есть одежда, а у него нет.
Там, в лесу, он сделал себе одежду из травы и листьев.
Там, в лесу, стал изучать свойства растений.
Оссаим изучал магию леса, магию трав и листьев, но его обида укоренилась глубоко и никуда не исчезала.
И вот однажды отец Оссаима заболел. Никто в деревне не мог победить эту хворь, больному становилось все хуже, силы покидали его, а дыхание становилось все слабее и слабее.
И тогда соседи отправились в лес, спросить у Оссаима, а что же делать с его отцом?
Оссаим сказал, что у отца есть одежда, которую тот должен отдать ему, Оссаиму.
Так и было сделано.
И что удивительно, отец сразу пошел на поправку.
Но следом заболела мать Оссаима. И снова никто не мог ее вылечить, никто не мог избавить от болей, и снова отправили гонцов к Оссаиму.
Оссаим велел гонцам принести от матери кусок ткани, который она хранила у себя, ткани, где белые полосы чередовались с черными и красными. И когда так было сделано, к женщине вернулось здоровье.
Никто не знал, что это Оссаим наслал на родителей болезни, ибо обида точила его, и он желал отомстить.
У этой истории есть продолжение.
Когда годы спустя у Оссаима родился собственный сын, целитель испугался, что сын узнает правду и захочет отомстить за своих предков, и сделает с ним то же, что Оссаим сделал со своими родителями. И тогда Оссаим убил собственного сына, сжег его тело, а пепел собрал и сохранил в одной из своих волшебных кабас.
Легенда говорит о том, что когда владыка той страны тяжело заболел и никто не мог его вылечить, Оссаим приготовил лекарство из пепла собственного сына, и это лекарство исцелило владыку.
Легенда говорит о том, что благодарный владыка пожелал, чтобы Оссаим жил рядом с ним и разделил с ним все богатства и почести.
Легенда не говорит о том, что именно тогда Оссаим стал Ориша.
Но мы можем об этом догадываться.
Почему Оссаим всегда берет плату за лечение

Другая легенда говорит, что Оссаим с раннего детства любил убегать в лес и в одиночестве познавать лесные тайны. Он знал, какие секреты скрывают листья и травы, знал их магию и знал, какие из них служат для здоровья и жизни, а какие — для болезней и для смерти. Знал он и то, как лучше приготовить то или иное лекарство, и при помощи своих снадобий мог лечить не только болезни, но и изгонять другое зло.
И когда Оссаим покинул свой дом и ушел в мир, его слава могущественного целителя бежала впереди него.
Легенда говорит, что однажды, когда Оссаим спас жизнь некоего владыки и тот захотел разделить с ним свои богатства, Оссаим не взял ничего, кроме того, что справедливо причитается за лечение.
Годы спустя, когда мать Оссаима тяжело заболела и братья нашли его и просили вылечить больную, Оссаим им сказал, что лечение будет стоить семь каури, и только после этого он сможет приступить к делу.
Братья были в недоумении, но сделали так, как велел Оссаим, и болезнь матери отступила.
Ибо плата за лечение составляет часть ритуала, а ритуал не в силах изменить никто, даже Оссаим.
Оссаим делает свое дело и идет дальше, следуя предназначению, словно лист, носимый ветром, и лишь ветру ведомо, за какие горизонты он унесется.
Говорят, что знания о свойствах растений и секретные слова, раскрывающие их силу, Оссаим получил непосредственно от Олодумаре. Некоторые легенды рассказывают другую версию: что Оссаим получил эти знания от Орунмила, Ориша-предсказателя. Но большинство легенд сходятся на том, что Оссаим и Орунмила в течение некоторого времени были соперниками и даже враждовали, хотя в чем были причины этой вражды, каждая легенда трактует по-своему.
Орунмила отказывается от подарка Оссаима

По этой легенде Оссаим получил свое могущество от Орунмила. Но этого могущества не хватало, чтобы вырастить то, что надо, на своем участке земли. И правда: чтобы растение имело силу, оно должно вырасти в лесу, а то, что люди выращивают на земле, таких сил не имеет.
В этом году у Оссаима не уродился ямс, зато уродились тыквы. Но Оссаим был грустен, ибо Орунмила любил ямс, а не тыквы. И как идти на праздник к Орунмила, если ямса настолько мало, что дарить это правителю и благодетелю просто стыдно?
Так стоял Оссаим в дверях собственного дома, а мимо проходил Шанго. Шанго был весел, у Шанго было много ямса, Шанго шел на праздник к Орунмила.
И Оссаим попросил Шанго, чтобы он отнес и тыквы, и тот немногий ямс, который был у Оссаима, во дворец к Орунмила. Ибо не хотел портить праздник своей грустью.
Но Шанго поступил нечестно. Он взял ямс Оссаима и сказал Орунмила, что это его собственный ямс. А тыквы, сказал он, прислал Оссаим.
Конечно, Орунмила был недоволен, и все присутствующие ориша решили, что Оссаим возгордился, что Оссаим неблагодарный.
И Орунмила отправил тыквы обратно Оссаиму.
Еще больше огорчился Оссаим, когда увидел, что тыквы вернулись к нему. Но это было подношение правителю, и Оссаим не трогал тыквы.
А между тем, есть было нечего, ведь кроме тыкв, никакой еды не было.
И когда голод стал невыносимым, Оссаим решил взять одну тыкву и приготовить ее, чтобы съесть.
Разрезал тыкву и не поверил своим глазам.
Тыква оказалась наполненной деньгами. И не только эта тыква, все тыквы были такими. Все это время дом Оссаима был полон денег, но никто об этом даже не подозревал.
В одной из своих ипостасей Оссаим имеет только одну ногу. По одной из версий ногу, руку и глаз Оссаим потерял, воюя с Орунмила. По другой версии одноногим был не сам Оссаим, а лесной гном Арони, который как раз и научил Оссаима всему, что сам знал о травах и листьях. По третьей версии Арони был слугой Оссаима, и из этой версии мы узнаем, что Оссаим не только никому не передает свои секреты — он вообще не разговаривает, за него говорит Арони.
Знатоки утверждают, что каким бы могуществом ни обладал Оссаим, Орунмила все же главнее его. Орунмила — предсказатель, именно он дал имена всем вещам в мире, в том числе и растениям, а значит, слово Орунмила имеет верх над снадобьями Оссаима, ведь без правильных имен растения не могут обрести целебную силу, не раскроют свое аше. И как сообщает нам Пьер Фатумби Вержер, в Африке предсказатель первичнее, чем целитель.
Как ориша выведывали секреты трав у Оссаима

Говорят, что все ориша зависели от Оссаима, потому что только Оссаим знал секреты трав и листьев, только он знал, как раскрыть их силу, чтобы приготовленные лекарства действительно лечили болезни. Ни один ориша не мог излечиться сам, каждый должен был идти к Оссаиму, приносить ему подарок, а взамен получал нужное снадобье.
И ориша были этим очень недовольны.
Настолько недовольны, что Шанго, бог молний, суда и справедливости, решил, что Оссаим должен поделиться своим даром со всеми ориша. Поделиться своими листьями с каждым.
Но Оссаим отказался.
Тогда Шанго велел, чтобы Йанса подняла ветер, чтобы этим ветром принесло все листья прямо во дворец к Шанго. Йанса взмахнула юбками, и ураган пронесся по лесам, поднимая листья в воздух, закручивая их потоками ветра, унося их прочь из леса.
Увидел это Оссаим и приказал листьям вернуться на место. И листья повиновались, все, кроме тех, что уже попали к Шанго и потеряли аше, потеряли свою целебную силу.
Тогда ориша поняли, что таким образом ничего не добьются, и смирились с тем, что власть над листьями и травами навсегда останется у Оссаима.
Но и Оссаим понял, что слишком велико его могущество, и ориша всегда будут завидовать ему. И тогда Оссаим каждому ориша дал свое растение и поведал его секреты.
С тех пор ни один ориша не завидует Оссаиму.
А Оссаим никому не раскрывает свои тайны.
Он молчит.
Продолжение следует
Источники:
- Reginaldo Prandi, "Mitologia dos Orixás" 2019, Companhia Das Letras, São Paulo, Brasil
- Pierre Fatumbi Verger, Carybé "Lendas africanas dos Orixá", 1997, Corrupio, Salvador, Brasil
- Pierre Fatumbi Verger "Orixás", 2008, Fundação Pierre Verger, Brasil
В качестве иллюстраций использованы изображения разных авторов, в том числе Breno Loeser