Космогонические мифы об Ориша

Как разделились Земля и Небо
(теория Большого Взрыва)

Космогонические мифы об Ориша

Давным-давно, еще в те времена, когда Вселенная существовала всего лишь в воображении Олодумаре, не было ни Неба, ни Земли, жили-были Одудуа и Обатала, жена и муж. Они жили в страшной тесноте, их мир представлял собой кабасу, и когда они ложились спать, Одудуа находилась внизу, а Обатала — наверху. У супругов было семь колец, которыми они владели вместе, и они договорились, что у того, кто наверху, будет четыре кольца, а у того, кто внизу — всего лишь три. Надо полагать, что в этом была справедливость, ведь в кабасе внизу гораздо больше места, чем наверху, и тот, кто терпит тесноту, должен быть как-то вознагражден за неудобства.

Но Одудуа хотела больше колец, она ведь женщина! И как многие женщины, она хотела быть наверху. Обатала не мог ей это позволить, и они постоянно ссорились.

Однажды они так сильно поссорились, что кабаса не выдержала и треснула пополам... и каждый остался в своей половине.

Так разделились Земля и Небо.

В этой легенде Одудуа женского пола, а Обатала (он же Ошала) — мужского. В других легендах Одудуа — мужчина и брат Обатала, а в некоторых легендах Обатала предстает женщиной. Как бы то ни было, большинство легенд сходится на том, что Землю создал Одудуа, а Ошала создал людей.

Как были созданы Земля и люди

Космогонические мифы об Ориша

После того, как мир разделился на две половины, Небо стало Небом, а Земли все еще не было, ее еще предстояло создать. Владыкой Неба был Олорум, он же Олодумаре, и все Ориша жили наверху, иногда спускаясь вниз по тонким нитям паутины, чтобы поиграть среди волн огромного океана и пообщаться с Олокум — владычицей этих безбрежных просторов.

Но не таким Олодумаре задумал этот мир, а все, что он задумал, рано или поздно исполнялось.

И вот однажды Олодумаре призвал к себе великого Ориша — Ошала-Оришанла, вручил ему морскую раковину с щепоткой земли, пятипалую курицу и голубку и велел спуститься вниз и создать Землю посреди Океана, и наделил Ошала необходимой для этого силой.

А дальше... дальше легенды расходятся. Согласно одной легенде, все произошло так, как и было задумано. Но большинство легенд говорит о другой версии событий.

У Ошала был младший брат — Одудуа, который внимательно наблюдал за событиями. И когда Ошала, получив комплект творения, пошел консультироваться к предсказателю — ибо ни один Ориша и ни один человек не будет начинать ни одно дело, не посоветовавшись с предсказателем — Одудуа тоже пошел, и слушал внимательно, и запоминал.

Предсказатель велел Ошала подготовить подарки, которые нужно было подарить Эшу, чтобы дело имело успех, ведь ни одно дело не будет иметь успех, если Эшу будет против.

Но Ошала не внял словам предсказателя, ведь он был полностью уверен в своих силах.

И когда он достиг границы между Небом и Ничем, границы, которую охраняет Эшу, Ошала не проявил должного уважения к владыке перекрестков и новых путей, и Эшу обиделся.

А когда обижается Эшу, то жди беды.

Эшу напустил на Ошала жажду, такую жажду, равной которой никто никогда еще не испытывал. Ошала мучился жаждой, и когда увидел на своем пути пальму-денде, то взмахнул посохом, и из пальмы полилось вино. Ошала напился пальмового вина, его разморило, и он заснул.

Тут-то и появился внимательный Одудуа. В отличие от своего брата, он выполнил все рекомендации предсказателя, задобрил Эшу и вот теперь в его руках оказался мешок с комплектом творения.

Одудуа вернулся к Олодумаре, показал ему мешок, рассказал про возмутительно небрежное поведение Ошала, и Олодумаре, вздохнув, назначил Одудуа новым ответственным за миссию. Земля должна быть сотворена, так было задумано и так должно воплотиться.

Одудуа собрал четыреста тысяч цепочек, превратил их в одну и по этой длинной-длинной цепи спустился вниз, к Океану. Там он опустил на воду раковину с землей, и стала земля. Дальше на землю были спущены голубка и пятипалая курица, и они разбросали землю все дальше и дальше, и так получилась страна, где впоследствии возник город Ифе.

Одудуа вернулся на Небо, где доложил о выполнении миссии. Ошала к тому времени тоже вернулся, сконфуженный и виноватый, и Олодумаре в наказание навечно запретил Ошала пить вино. Именно поэтому в подношениях Ошала никогда не должно быть вина: для Ошала это строжайшее табу.

Космогонические мифы об Ориша

Смягчившись, Олодумаре разрешил Ошала закончить создание мира, поручив ему сотворить людей и все живые существа. Ошала слепил их из глины, слепил мужчину и женщину, домашний скот и диких зверей, а Олодумаре вдохнул в них жизнь.

Так появилась Земля, так появились люди.

Как на свете появилась Смерть

Сначала никакой смерти не было. Люди были бессмертны, и животные были бессмертны. Ошала, создав людей, жил вместе с ними и правил ими, а люди подчинялись Ориша и проявляли к ним уважение. Как люди проявляют уважение к Ориша? Приносят им подношения, дарят подарки.

Но люди не умирали, они жили хорошо. Не было смерти, не было войн, не было болезней, и не было голода. Людей становилось все больше, но так как Ошала был мудр и хорошо правил людьми, то люди привыкли к тому, что все хорошо, и постепенно возгордились.

А возгордившись и раздув собственное эго до небес, люди стали считать себя богами. А раз они сами боги, то зачем им другие боги? И люди перестали почитать Ориша.

Ошала, понимая это, сильно огорчился и в горечи своей покинул Айе — Землю, и вернулся на Небо — Орум.

А для людей он создал Смерть.

Не от обиды, не от злости, а во имя справедливости.

Потому что Смерть всего лишь уносит жизнь, а когда и как это произойдет, решает только Олорум, хозяин Неба.

Ошала считается самым главным среди Ориша. Его цвет — белый, его день — пятница. В бразильском синкретизме Ошала ассоциируют с Христом. По пятницам те бразильцы, которые исповедуют Кандомбле, одеваются в белые одежды и идут в священное место всех Ориша — в террейро.
Есть версия, что капоэйристы носят белые штаны, потому что традиционно многие роды капоэйры проводились по пятницам, после посещения террейро. Правда или нет, история умалчивает, но живые свидетельства в пользу такой версии имеются.

Почему цвет Ошала — белый

Космогонические мифы об Ориша

До поры до времени у Ошала не было своего цвета, и он не был главным среди Ориша.

Но он был одним из самых старших, и поспорить с ним мог только Эшу.

И вот однажды они поспорили, да так сильно, что пришлось подраться.

Но так как ни один Ориша ничего не делает, не спросив совета у предсказателя, то и здесь было так же: назначили время битвы и разошлись, ибо сейчас настал срок для консультаций.

Но только Ошала пошел к предсказателю. Эшу, зная, что его роль во всех делах всегда имеет значение, понадеялся на это и никуда не пошел.

В назначенный час состоялась битва. Трижды Ошала брал верх над Эшу, и трижды Эшу вставал снова. Это не могло считаться победой, да еще зрители подбадривали Эшу, крича ему, чтобы Эшу собрался, наконец, и победил соперника.

И тогда Эшу пошел на хитрость. Он выхватил маленькую кабасу и открыл ее. Из горлышка вырвался белый дым и окутал Ошала.

Ошала стал белым. Он никак не мог вернуть себе прежний цвет.

Все Ориша смотрели на это и думали, что Эшу победил... но в последний момент Ошала собрался с силами, повалил Эшу и заставил его отдать кабасу с волшебным дымом, и Эшу подчинился.

Так Ошала стал главным среди Ориша, и все это признали.

Но Ошала остался белым и иногда отмечает людей и животных своей рукой: так рождаются альбиносы. Альбиносы считаются детьми Ошала и пользуются его покровительством.

Как появилось Кандомбле

Космогонические мифы об Ориша

Давным-давно, на заре времен, когда Земля - Айе - и Небо - Орум - уже были отделены друг от друга, но пути между Небом и Землей еще не были закрыты, Ориша и люди свободно перемещались туда-сюда, и никому это не было запрещено. Ориша очень любили бывать среди людей, учили их разным хитростям и ремеслам, помогали в делах, а иногда устраивали суматоху и даже войны, но в целом им нравились люди, нравилось делить с людьми их заботы и радости, устраивать праздники и приключения, и так продолжалось долго, очень долго.

Но однажды пришел человек с грязными руками и запятнал Орум. Как именно это произошло, рассказывают разное, но после этого Олорум рассердился и окончательно отделил Небо от Земли, а Землю от Неба, закрыв все пути между двумя мирами и для людей, и для Ориша. Теперь ни один человек не мог попасть на Небо и вернуться обратно живым, ведь у человека есть материальное тело. И ни один Ориша не мог попасть на Землю, ведь Ориша нематериальны, и нет у них воплощения в материальном мире.

Огорчились Ориша, и было им грустно и тоскливо без людей, без совместных приключений, без жизни, наполненной земными неожиданностями. Они жаловались Олодумаре, сетовали на скуку, выражали недовольство.

И Олодумаре сдался. И оставил для Ориша один-единственный путь, и поставил это единственным условием, при котором Ориша могут побывать на Земле, среди людей: если найдутся люди, достаточно верные и смелые, которые предоставят свое материальное тело тому Ориша, что захочет посетить Землю.

Но для этого таких людей надо подготовить, ибо непростое это испытание: стать пристанищем, хотя бы и временным, для Ориша.

И такие люди нашлись, и были подготовлены, и с тех пор Ориша посещают Землю, и каждый раз это большой праздник для всех причастных.

Так появилось Кандомбле.

Когда-то давно Ориша были людьми.
Эти люди стали Ориша, потому что обладали могуществом.
Эти люди стали Ориша, потому что обладали мудростью.
Их уважали за их силу,
Их почитали за их достоинство.
Мы восхищаемся памятью о них и об их великих деяниях.
Именно поэтому они стали Ориша.
Земля знавала многих людей.
Как в старые времена, так и сейчас
Большинство из них не имеет ни храбрости, ни мудрости.
И память о них не сохранилась в веках.
О них позабыли,
И они не стали Ориша.
Но в каждой деревне
Мы видим культ
Где почитают славного предка,
Где память о нем превратилась в легенды
И проходит сквозь поколения.

(цитируется по [2])
Посмотрим же поближе на каждого Ориша, или по крайней мере на самых уважаемых и известных, на каждого в отдельности.

Но об этом - в следующий раз.

Продолжение следует

Источники:

  • Reginaldo Prandi, "Mitologia dos Orixás" 2019, Companhia Das Letras, São Paulo, Brasil
  • Pierre Fatumbi Verger, Carybé "Lendas africanas dos Orixá", 1997, Corrupio, Salvador, Brasil