Ох уж эти гвельфы, ох уж эти гибеллины!
![Ох уж эти гвельфы, ох уж эти гибеллины!](/Content/Images/wtItaly/_oldveneto1_2.jpg)
Толчком к очередной попытке разобраться в хитросплетениях итальянского Средневековья послужило посещение церкви святого Франциска в Коломбаре. Святой Франциск Ассизский, как известно, - покровитель Италии, а Коломбаре - это место, плавно переходящее в Сирмионе. Только Сирмионе расположено на полуострове, глубоко врезающемся в южную часть озера Гарда, а Коломбаре расположено на "материке".
Двенадцать бронзовых пластин с рельефами работы современного художника Лучано Вичентини рассказывают историю Сирмионе. На одной из пластин изображено сожжение катаров: эпизод, некоторым образом связывающий Сирмионе с крестовыми походами на Тулузу под предводительством Симона де Монфора. Но не только: это был пусть маленький, но важный политических ход, тесно связанный также с переходом формы правления от республики к синьории в богатеющих североитальянских городах. Кроме того, это был эпизод, который нельзя рассматривать в отрыве от противостояния этих ваших гвельфов с этими вашими гибеллинами, а также от Священной Римской Империи Германской нации и ее императоров.
Но все началось еще раньше, а именно - с франков. Благородный дом Вельфен был в родстве с Каролингами, а правители замка Вайблинген дали начало династии Гогенштауфенов, ярким представителем которой был Фридрих Барбаросса. От этих двух названий идут итальянские транслитерации "гвельфы" и "гибеллины". В Италии это были политические фракции, противостоявшие друг другу. Гибеллины поддерживали Священную Римскую Империю и императора, а гвельфы - папскую власть. Но это случилось позже. Сначала это была борьба чисто между двумя германскими знатными родами: баварским (Вельфен) и швабским (Штауфен) за корону Священной Римской Империи (Италии это касалось по той причине, что местами это была часть Империи). Лишь потом гвельфы объединились вокруг Папы.
![Ох уж эти гвельфы, ох уж эти гибеллины!](/Content/Images/wtItaly/_oldveneto1_3.jpg)
Какой город был сторонником какой фракции, можно видеть по форме зубцов на крепостных стенах: если ласточкины хвосты, то это гибеллинская стена. Если зубцы прямоугольные, то гвельфская. Верона была гибеллинская (как и наш Кремль!), а Флоренция - гвельфская.
Какое это имеет отношение к альбигойцам южной Франции? Как ни странно, некоторое - имеет. Как мы помним, крестовые походы против альбигойцев имели место в самом начале тринадцатого века. В то время как на юге Франции крестоносцы Монфора резали катаров, на севере Италии сторонники гвельфов и гиббелинов с не меньшим усердием резали друг друга. Сперва это не были чисто политические конфликты: в то время вражда между знатными родами имела по большей части внутренние причины; кровная месть играла далеко не последнюю роль. Но в итоге все вылилось в противостояние чисто политическое, и накал борьбы развился совершенно не шуточный. К тому же в Италию регулярно наведывался Фридрих Барбаросса, который, будучи императором, желал призвать Италию к порядку. А Италия желала отделиться от Империи, поскольку богатые города к тому времени уже породили свою знать, которая в свою очередь желала автономии.
В то время, как уцелевшие альбигойцы, спасаясь от преследования, бежали в Италию и обосновывались на берегу озера Гарда в поселении Сирмионе, в Вероне поднималось к власти семейство делла Скала. Надо сказать, что до четырнадцатого века Верона была в некотором смысле республикой, поскольку управлял городом выборный глава - подестá. В первой половине 13 века подестой был Эццелино да Романо, человек германского происхождения (что, видимо, и определило направление его лояльности), жесткий кондотьер, собравший вокруг себя окрестные земли. Да Романо поддерживал императора, а император поддерживал его. Жестокость и бескомпромиссность Эццелино да Романо привели в итоге к тому, что в 1254 году папа Александр IV отлучил его от церкви, а политические противники попытались было организовать против него "крестовый поход". Эти попытки тут же были со свойственной кондотьеру беспощадностью утоплены в крови, по крайней мере, так говорят хронисты. Вообще, хронисты рисуют человека крайне жесткого даже по средневековым меркам (и даже Данте определил его в Ад); однако мы не знаем, насколько это было правдой, а насколько - желанием очернить неудобную фигуру, прием, использовавшийся не раз и не два в истории (и не случайно Эццелино да Романо был прозван il Terribile - совсем как наш Иван Васильевич).
Мастино делла Скала был верным соратником Эццелино, человеком умным и политически дальновидным. Он разделял лояльность к императору; когда после смерти Эццелино да Романо его избрали подестой, Верона продолжала оставаться гибеллинской. Коггда последний представитель Гогенштауфенов Конрад Швабский в 1267 году перешел через Альпы и вошел в Верону, его встречали праздником. Это страшно не понравилось папе Клименту IV (точнее, папе не понравилось, что немца так тепло встречают не только в Вероне, а вообще в Италии, где были сильны гибеллинские настроения, но в Вероне - особенно). В результате чего папа, применив и усугубив методы своего предшественника, отлучил от церкви не только Мастино, но и всю Верону. Для веронцев это был серьезный удар, но не смертельный, потому что было велено продолжать воскресные мессы, а это было главное.
![Ох уж эти гвельфы, ох уж эти гибеллины!](/Content/Images/wtItaly/_oldveneto1_4.jpg)
Альберто делла Скала, даром что брат Мастино, был все-таки избран главой города. Его сын уже вступил во владение городом по наследству. Скалиджеры правили Вероной около ста лет; последний Скалиджер был изгнан из Вероны в 1387 году войсками Джан Галеаццо Висконти, первого герцога Миланского. Так Верона стала ломбардской. А делла Скала, вернее, те, кто от них остались, осели в Баварии, поменяли свою фамилию на "фон дер Ляйтер" и даже продолжали играть некую роль при баварском дворе вплоть до полного своего исчезновения в конце 16 века.