Сказки об Италии. Часть третья

Это третья часть из цикла материалов о моей Италии.
Предыдущие части:

О дорогах и дураках

Странный, казалось бы, вопрос: есть ли в Италии дороги? А вот ответ будет неоднозначным: это смотря где, и смотря какие дороги. А вот на вопрос, есть ли на дорогах дураки, ответ окажется четким и ясным: конечно! В стране, где получают права чуть ли не сразу после школы, по закону больших чисел просто не может быть иначе. А на дорогах не только школота, но и почтенные старички и старушки. А еще блондинки. А еще разномастные приезжие из других стран. Не говоря уже о местных мачо с тестостероном, выплескивающимся из ушей. В общем, среди всей этой пестрой публики обязательно найдется кто-нибудь, с альтернативным видением реальности...

А вы меня спросите: а судьи кто? А я почешу в затылке и скажу: ну, я, это... сравниваю. А сравнить есть с чем.

С нашей необъятной Родиной. Вернее, с ее внутри- и околомкадовой частью: городом-супергероем Москвой-Нерезиновой. А чтобы стало понятно, что к чему, расскажу предысторию этой сказки.

А предыстория такова. Права я получила аж в начале века. Тогда в нашей организации все программисты ринулись в автошколу, которая была неподалеку, ну и я за компанию. Отучившись и получив документ, я его благополучно забросила на полку, а потом он вообще исчез в криминальном водовороте тогдашней Москвы. Но я особо не переживала: машины у нас не было, ну и ладно, не очень-то и хотелось. По результатам учебы в автошколе у меня сложилось твердое впечатление, что на эти дороги я соваться не хочу, во всяком случае, не в этой жизни.

А жила я долго и счастливо, а потом опять - долго и счастливо, много воды утекло, и вот в один прекрасный момент моя лучшая половина проинформировал меня, что скоро, а точнее, в весьма обозримом будущем мне придется озадачится перемещением себя, любимой, из пункта А в пункт Б, а если учесть местоположение пункта Б в безнадежно сельской глухомани, где общественным транспортом вообще не пахнет (и как следствие, идеально чистый воздух!), то вполне естественным вариантом перемещения становится автомобиль. На мое резонное возражение, что я не вожу машину, ответ был чист и невинен: "Но у тебя же есть права? В чем же тогда трудность?"

И правда, в чем? Придя путем логических рассуждений к заключению, что люди обычно не расстаются в тех случаях, когда один из них меняет место жительства на безнадежно сельскую глухомань (где к тому же отменно чистый воздух и природы вокруг красивые), я решила, что моя лучшая половина прав, как всегда. И вернувшись в Москву, приступила к реализации проекта "Начинающий водитель".

Восстановить права было несложно. Предоставить документы об обучении, всяческие справки, печати диспансеров, затем подождать полтора месяца, пока ГИБДД все проверит... Плевое дело. Но надо было нарабатывать опыт вождения, и вот тут-то и начинается история о дорогах и дураках.

Опыт, сын ошибок трудных

...в Москве

Когда я получила, наконец, права, дело шло к зиме. К тому времени я уже успела покататься с несколькими частными инструкторами и выбрала из них наиболее адекватного. Адекватный инструктор, помимо прочего, предоставил мне полную свободу в выборе учебного маршрута. Не долго думая, я выбрала. Не размениваться же по мелочам? Мы ведь не ищем легких путей. Проще пареной репы, маршрут с работы домой.
Через всю Москву, с юга на север.
Вечером.
В часы пик.
По пробкам.
Зимой.
На учебной машине, то есть, с гигантской буквой "У" на крыше.

Ну как, оценили всю гениальность плана? А я ведь так и сделала. Через пару месяцев такого катания, когда у меня появилась своя машина, я просто села и поехала. Испытывая волнение, конечно (одна же!), но не испытывая никаких прочих трудностей...

...и в Италии

...и казалось мне, что и в Италии будет примерно то же.

Ага, как же. Трудности вождения в Италии совершенно другого плана. Мне, закаленной зимней ездой по пробкам, было очень трудно поначалу на итальянских дорогах. Ну, во-первых, пробок вне больших городов практически нет. А когда они есть, начинается такая жесть, что Москву вспоминаешь, как раздолье для автомобилиста. Чего только стОит бесконечный и почти стоячий хвост, выстраивающийся в выходные ближе к вечеру на единственной дороге вокруг озера Гарда со стороны Рива-дель-Гарда... Почти стоячий, потому что водители выключают зажигание, если немножко стоят... зачем они это делают? "Ну все равно же стоим, чего топливо зазря жечь?" Может, и не все такие, но мы-то с вами, умудренные российским опытом, понимаем, что достаточно нескольких таких, чтобы процесс образования стоячей пробки на ровном месте усугубился и принял необратимый характер...

А во-вторых, по пробкам-то я ездить умела. А вот ездить быстро по узким извилистым дорогам - извините, нет. А в сельской местности дороги в основном именно такие. А в Италии все, что не город - то сельская местность. Надо ли говорить, что на заре моей водительской карьеры меня обсигналивали только в Италии? Они там очень любят сигналить. И громко выражать свое неудовольствие другими водителями, как воплями, так и жестами... такие вот эмоциональные люди.

Скоростной режим

На автомагистрали (знак на зеленом фоне) - 130 км/ч. Обратите внимание, что во время любых атмосферных осадков по правилам нужно снижать скорость до 110 км/ч. На трехполосной автомагистрали в специально оговоренных случаях скорость можно поднимать до 150 км/ч, но уверяю вас, нас с вами это не касается.

На основных дорогах (знак на синем фоне) максимальная скорость 110 км/ч а во время осадков - 90 км/ч. На остальных дорогах - 90 км/ч и меньше. Нужно внимательно смотреть на знаки ограничения скорости.

Санкции за превышение

Наказуемо любое превышение скорости (если вы попались), разница только в цене вопроса. Например, за превышение на 3 км/ч может прийти штраф на полтинник (а если вы будете расторопны и побежите сразу его оплачивать - на почту, ножками, - то имеете право на скидку в несколько евро). А если вы превысили более чем на 10, но менее, чем на 40 км/ч, то сумма может оказаться на порядок больше. А уже дальше счет идет на тысячи евро, и дело попахивает лишением. И, кстати, лишают. Знаю, о чем говорю.

А теперь обратите внимание на приведенную ниже картинку. Разглядели? Вот за такое вождение моя дражайшая половина выносил мне мозг долго и с удовольствием. Я поначалу обижалась, но потом поняла, что он прав (впрочем, как всегда). Вот так ездить действительно не надо, а все почему? Такое вождение чревато. Вам кажется, что дорога пустая, но вы ведь не видите, кто там несется вам навстречу из-за поворота? И он/она вас не видит, а размещается на этой дороге с немаленькой вероятностью точно так же, как и водитель на приведенной картинке. Учитывая скорости, с которыми они здесь летают... два одиночества найдут друг друга, и эта встреча может оказаться не слишком приятной.

Дороги Италии.
Дороги Италии. Фото из архива Nyyrikki.
Надо сказать, что часто напротив поворотов под 90 градусов, закрытых домами, деревьями или рельефом местности, установлены сферические зеркала. И не только в городах.
Смотрите в оба!

Автострады

Дороги Италии. Автострада.
Дороги Италии. Автострада. Фото из архива Nyyrikki.

Автострады в Италии хорошие. Они не освещаются, но разметка в свете фар светится очень ярко, вы никуда не улетите (если, конечно, способны держаться в своей полосе на выбранной скорости). Правда, есть нюанс, и он связан с обочинами. Обочин на итальянских дорогах, за исключением некоторых автомагистралей, нету. Отсутствуют, как класс. А отбойник между проезжими частями непосредственно примыкает к разметке слева, как это можно видеть на картинке выше (и за это я дополнительно не люблю левую полосу).

Важно! При движении по автостраде обязателен ближний свет фар.

Если на данной автостраде есть обочина, то остановка на ней и тем более движение по ней запрещены. Для остановки есть специально отведенные места, расположенные достаточно часто; кроме того, с периодичностью в пару десятков километров встречаются зоны отдыха, заправки разного калибра, ресторанчики Autogrill. На заправках есть стойки самообслуживания, а есть и заправщики (разница в цене топлива: хотите сэкономить - заправляйте себя сами на стойках самообслуживания), причем заправщики работают и в воскресенье (а в городах воскресенье - выходной).

Дороги Италии. Автострада.
Дороги Италии. Автострада. Фото из архива Nyyrikki.

Полосы разгона и торможения достаточны для того, чтобы разогнаться и влиться в поток, либо безопасно выехать из потока и затормозиться перед съездом, не прибегая к экстренному торможению.

Важно! Не вздумайте, по московской привычке, благодарить кого-то аварийкой! На европейских машинах аварийка срабатывает автоматически при экстренном торможении; я наблюдала, как поток со 120 км/ч тормозился почти до нуля, и у всех в этом "паровозике" мигала аварийка. В общем, вас могут неправильно понять, и это о вас тогда подумают, что вы - тот самый дурак на дороге...

Есть еще один нюанс, который касается автострад. Это фуры. Обычно они все едут вереницей в правой полосе со скоростью 100-110 км/ч, но иногда кому-то из них надоедает монотонность движения, и он выезжает левее и начинает обгонять своих товарищей. Для этого надо набрать скорость, а набирается она, учитывая значительную инерцию фур, очень небыстро. Затем такой обгоняла медленно и печально опережает своих товарищей, а вы в это время хорошо если можете уйти в третью полосу, а если автострада - двухполоска, то извольте сдерживать свой темперамент и терпеливо ждать, пока их величества закончат свое развлечение (никто же не гарантирует, что обогнанные тут же не захотят взять реванш. Часто они именно так и поступают).

Думаете, дальнобойщики такие опытные водители, что никогда друг друга не задевают в этой своей игре? По-всякому бывает. Однажды мы с сестрой ехали в Верону и попали в пробку, вызванную аварией на трассе: огромный молоковоз, обгоняя фуру, не вписался в траекторию. Хорошо, что никто другой при этом не пострадал... кроме нервов непривычных к пробкам итальянцев.

Скажу еще пару слов о перестроениях. Многие водители здесь игнорируют поворотники. Это не означает, что и вы должны поступать так же; оно, конечно, по поведению на дороге видно, кто, куда и в какой момент ломанется, но для этого надо контролировать обстановку вокруг вас. Вот тут российская привычка смотреть не только вперед, но и по зеркалам, оказывается весьма полезной.

Не надейтесь, что водители вокруг вас хорошо вас видят. Они вообще могут заниматься своими делами, пока ведут машину: трындят по телефону, глядя куда-то в пространство и активно жестикулируя, трындят с пассажиром, заглядывая ему в глаза, или вообще в фейсбуке сидят, уткнувшись в телефон. Это запрещено и чревато штрафами, но камеры это не секут, только дорожная полиция, а стучать на других тут не принято, это не Германия. Мы однажды ехали в Турин с одним знакомым, так он вообще смотрел куда угодно, только не на дорогу. Я, конечно, понимаю, дорогой друг, что ты - бывший пилот самолета, ездишь на машине из Швейцарии в Ниццу и обратно по нескольку раз за неделю, что тебе какая-то жалкая сотня километров - это плевое дело и вообще... скучно, девочки. Но, дорогой друг, у тебя на руке нет двух пальцев. Где ты их потерял? Лично мне мои части тела дОроги как память, я вовсе не хочу внезапно обнаружить себя без чего-то там, очень и очень нужного...

Но есть один фактор, который по сравнению с Россией - просто бальзам на израненную душу... это мотоциклисты. По сравнению с нашими они очень адекватны. Все дело в санкциях за скорость, они мотоциклистов тоже касаются. А раз так, то они тут не гоняют, как подорванные, а нормально едут в полосе. Чего и нашим желаю!

Дороги Италии.
Дороги Италии. Фото из архива Nyyrikki.
Продолжение следует.