Эта странная Olek

Официальный сайт Olek здесь.

Иногда идеи - они такие идеи... Иногда художники - они такие... художники! (тег "сарказм" включен.)

Olek, она же Агата Олексяк - американская художница польского происхождения. Польское происхождение означает, что дама родилась и выросла в Польше, там же получила образование, а в США перебралась уже позже, во взрослом возрасте. Стало быть, ее эстетическое чувство сформировалось в польской действительности. И я думаю: неужели в Польше в те времена все было настолько ужасно, что нанесло юной тогда Агате столь ощутимую ментальную травму? Она, конечно, востребована в музеях и галереях, но, простите, какое это имеет отношение к красоте?

Работы Olek
Работы Olek

Ну ОК. Я честно признаю, что ни черта не понимаю в современном искусстве. Что смысл всех этих гигантских инсталляций от меня ускользает. Что идея покрытия разнообразных предметов и людей розово-фиолетовыми лохмотьями, из которых торчат нитки, настолько тонкая, что я ее тупо не вижу. Ладно, простим небрежность в исполнении: она может быть нарочитой, вроде как ручная работа, люди, они ж не машины! Да и площади охваченных поверхностей впечатляют. Но цвета, цвета...

Работы Olek
Работы Olek

Такое ощущение, что польской Olek до сих пор памятны польские Лелек и Болек. Жвачки, то есть. Ярко-розовые на вид и парфюмерно-мыльные на вкус. Помню, еще были полиэтиленовые пакеты, ядовито-розовые, которыми наши тогдашние фарцовщики фарцевали по пятерке. А еще колготки. Безумных розово-фиоловых расцветок. Все это делалось в Польше и привозилось из Польши. И когда я смотрю на творения Olek, у меня возникает стойкое ощущение дежавю.

Работы Olek
Работы Olek

С другой стороны, во всем этом есть что-то от граффити. Может, в этом и заключается идея. Но мое эстетическое чувство громко протестует как против небрежных столбиков, которые у меня ассоциируются если не с рваниной, то, во всяком случае, с ковриком для вытирания ног, так и против ядреных камуфлированных боевых раскрасок, которыми так увлекается Olek. А еще я недавно любовалась творениями Жоаны Вашконселуш. Не, ну Жоана - это совсем другой уровень. Там чувство гармонии на месте даже в люстрах из тампонов, куда там польским хулиганкам... Для сравнения, рояль Жоаны и рояль Olek:

Работы Olek
Работы Olek

Понятно, что в Версаль с таким роялем - как со свиным рылом в калашный ряд. Но ей, похоже, и не надо в Версаль. Это, братцы, Америка. Страна невиданных возможностей и невиданной же свободы. В том числе и свободы от эстетики. Они там, как говаривал Бендер (не тот, который сын турецкоподданного, а тот, который из Футурамы), открыли свою эстетику, с блэкджеком и шлюхами (извините, но из песни слова не выкинешь). Ну или с вязаными скелетами и розовыми мышами... Такую макабрически-няшную антиэстетику в розовых тонах, как в "Голодных играх".

Работы Olek
Работы Olek

Гхм, вот такое искусство. Господа галерейщики считают, что таки Искусство. Уличное искусство, полностью оторванное и маргинальное. Всякие там протесты, ядовитого цвета хайры и прочее панковство. Розово-фиолетовый период. Может, для серого города это как раз и есть луч света в темном царстве, не знаю. Если мы все снимся какому-нибудь Браме, то этот Брама явно злоупотребил ЛСД.

Работы Olek
Работы Olek

Впрочем - каждому свое. Браме - Брамово, а Olek - Олеково.