Палмарес, его история и символизм

А поговорим про Киломбо Палмарес?
Это не просто поселение, куда стремились попасть убегавшие от эксплуататоров рабы. Это символ сопротивления, борьбы за свободу и выживание, символ стойкости и верности своим корням. Именно это доносят до нас песни капоэйры. А история реального Палмареса нам это подтверждает. 

Палмарес

Во-первых, Палмарес не просто существовал как поселение людей, желающих жить свободно (не только африканских рабов, но и индейцев и даже белых). Он просуществовал более ста лет и существовал бы дольше, если бы значительно превосходящие силы карателей и предательство не уничтожили его, его людей, его лидера. А это значит, что экономически и социально Палмарес достаточно хорошо вписался в реальность, поддерживал себя сам, поддерживал взаимовыгодные связи с множеством местных хозяйств, а также очень долго успешно противостоял попыткам захвата со стороны португальских властей. 

Во-вторых, будучи символом борьбы за свободу и за право быть людьми, а не вещами, Палмарес и его люди несут в себе определённую опасность для тех, кто не оставляет попытки манипулировать людьми. Для тех самых, кто выставляет бандейрантес героями, а киломбол - преступниками. Это не вопрос о том, как было на самом деле. Наверняка найдутся примеры и того, и другого, но не суть. По большому счету реальную историю делают массовые вещи, а не единичные. А вот вопрос о том, кто пишет историю, для кого пишет и с какой целью пишет, - совсем другое дело. 

Когда в поэмах о бандейрантес, написанных больше ста лет назад белыми для белых, я читаю о героическом Домингосе Жоржи Вельо, сумевшем разбить "проклятых негров, не дававших житья мирным португальцам Пернамбуко", и о том, как "Зумби спрыгнул со скалы, увидев, что всё потеряно", я понимаю, кто это писал и зачем. Но когда я ищу в бразильском интернете информацию о Палмарес и вижу ролики о том, что там, оказывается, тоже процветало рабство! - я не понимаю, кто это делает и зачем. Но кто-то это делает. А мы, которые не в теме, - мы не в теме. И не задаём вопросов. 

Однако есть факты. И есть интерпретация фактов. И есть эмоции, нагнетаемые вокруг интерпретаций. Факт, что дочь правителя Конго попала в плен и была продана в рабство и увезена в Бразилию. Факт, что там её ждала та же судьба, что и других несчастных. Факт, что она сумела организовать восстание и побег большой группы рабов, которые и основали Палмарес. Факт, что Палмарес стал для этих и многих других людей - тысяч людей - родиной вместо той, которую они потеряли. И ещё много, много других фактов. А ещё факт, что для одних Палмарес является символом и святым местом, а другие пытаются это так или иначе принизить. 

Что-то мне это напоминает... 
Палмарес

Но вернёмся к истории Палмарес. 
Африканскую принцессу звали Акуалтуни (Aqualtune). Она была дочерью правителя одного из племен-городов-государств, существовавших в середине XVI века на территории современного Конго. Работорговля уже процветала, но ещё не достигла такой организации, как в последующие века. Племена воевали между собой, с попавшими в плен никогда не церемонились, а тут приходят европейцы и скопом покупают всех. 

Надо сказать, что идея трансокеанской работорговли состояла в том, что раб - это инструмент одноразовый. Его судьбой было умереть на работах. Вместо него привезут другого, ибо стоило это дёшево, а прибыль приносило огромную, причём всем, кто в этом участвовал. Именно поэтому первоначально возили в основном только взрослых крепких мужчин. Женщин было мало, но они были. Как их использовали и во время плавания (которое длилось до двух месяцев), и потом - оставим за кадром. 

Акуалтуни прочувствовала на себе всё. Однако, будучи дочерью правителя, она обладала не только стойким характером и железной волей, но и определённым авторитетом среди товарищей по несчастью. Уже будучи глубоко беременной, она организовала восстание и побег большой группы рабов, по некоторым сведениям - до 200 человек. Они сумели добраться до горной местности под названием Серра да Баррига и поселились там. Произошло это ориентировочно около 1580 года, но, возможно, и позже. 

Палмарес

Эти поселения носили название "мокамбу" - убежище. Таких мокамбу впоследствии стало много, а Киломбо Палмарес представлял собой объединение мокамбу.

Палмарес за всё время своего существования имел двух известных лидеров. Первым был Ганга Зумба, а вторым - воспетый в песнях капоэйры Зумби. Зумби приходился племянником Ганга Зумбе. По некоторым версиям, Ганга Зумба был сыном Акуалтуни, а Зумби, соответственно, внуком.

Именно Зумби возглавил оборону Палмарес от всё более учащавшихся атак со стороны португальских властей, и не только оборону, но и ответные военные действия, что уж совсем никак не нравилось португальцам. Палмарес атаковали не только португальцы, но и голландцы. Дело в том, что в XVII веке голландцы воевали с португальцами за северо-восточное побережье Бразилии, и голландцы захватили Ресифи и другие поселения в Пернамбуко. А португальцы договорились с голландцами о том, чтобы уничтожить Палмарес. 

Палмарес

Все эти атаки успешно отражались воинами Палмарес. В те времена Палмарес населяли тысячи человек, порядка 20 тысяч. И среди них, разумеется, была специализация. Кроме, того, киломбо был стратегически успешно расположен, укреплён и постоянно охранялся. И это приносило свои плоды. 

И только когда власти капитании Пернамбуко призвали из Сан-Паулу известного своими походами аналогичного толка бандейранте по имени Домингос Жоржи Вельо, им удалось уничтожить и сжечь Палмарес, выследить и убить Зумби, и было это только в 1695 году. 20 ноября - дата убийства Зумби, и в этот день множество людей приходят в мемориальный парк в Серра да Баррига, отдавая дань памяти великому герою африканского Сопротивления. 

Палмарес

Продолжение следует

Источники:

  • Baptista Cepellos "Os bandeirantes", 1911, H. Garnier, Rio de Janeiro, Brasil
  • Affonso de Taunay "Na era das bandeiras", 1922, São Paulo, Brasil
  • Бразильский интернет